История МАДК им. А. А. Николаева


Как все начиналось…

(экскурс в историю)


Мы обратились к архивным материалам и обнаружили интереснейшие факты: «Обзор развития объединенных курсов местного транспорта за пять лет (1919-1924гг.)». С появлением в стране автомобилизма, в конце 90-х годов XIX столетия,  в России возникла и  быстро возрастала нужда в работниках транспорта. Первые квалифицированные работники, преимущественно шоферы, вместе с механиками были вывезены из-за границы  с автомобильных заводов.
По мере роста автомобилизма и возникновения гаражей постепенно подбираются кадры работников  по обслуживанию машин. Недостаток специалистов, более или менее знающих дело, обостряет спрос на них и создает высокий заработок в этой нарождающейся профессии. Крупные гаражи были вынуждены заняться систематической подготовкой шоферов. Так, в Санкт-Петербурге в 1906 году Таксомоторное акционерное общество создает школу шоферов для обслуживания таксомоторов.
С ростом автомобильного движения на улицах крупных городов городские управления начинают требовать, чтобы к управлению автомобилями допускались люди, знающие свое дело. При городских управах создаются органы для проверки знаний лиц, желающих управлять автомобилем.
Мелкие гаражи и прокатные автопредприятия за определенную плату начинают заниматься обучением вождению всех желающих.  Но обучение на таких предприятиях сводилось к тому, что обучающемуся наскоро показывали и объясняли на практике устройство автомобиля, учили управлению автомобилем и разрешали использовать автомобиль предприятия во время испытания или экзамена при Городских испытательных комиссиях. Испытание сводилось к тому, чтобы ученик умел лишь владеть рулем,  а  получал разрешение управлять  автомобилем.
Гаражи, которые громко именовали себя «школами», соперничали между собой в скорости обучения, доводя его до двух-трех недель, в лучшем случае растягивали на 1,5 – 2 месяца. Конечно, такие шоферы не могли удовлетворить автовладельцев. Контингент обучающихся в расплодившихся «школах» был разнообразен до чрезвычайности: наряду с квалифицированными рабочими- металлистами встречаются и прядильщики, и пекари, и парикмахеры, и землекопы, и даже могильщики. Уровень образования обучающихся был низок, а временами и полностью отсутствовал. Все эти люди шли в автомобильные школы в большинстве случаев исключительно для получения прав на управление автомобилем и уже впоследствии, поступая на «место», доучивались на машинах владельцев, обращаясь с автомобилем самым варварским образом, подрывая идею удобства и выгодности автотранспорта. Выпускники таких школ были недисциплинированны, без профессионального достоинства и дискредитировали шоферское звание до того, что слово «шофер» стало синонимом к слову «хулиган».
Но с 1908 года автошколы появляются с разрешения властей, которые пытаются придать обучению шоферов сколько-нибудь учебный характер. Такими были школы шоферов при I  Петербургских политехнических курсах (1908 г.) и автомобильных курсах  Я.Я. Древицкого в Москве (1909 г.). В это время возникает и развивается сделавшая так много для русского автомобилизма «Военная автомобильная рота». Эти курсы выделяются отличной постановкой учебного дела и добросовестным отношением к поставленной цели. В этих школах, наряду с практическим обучением езде на автомобиле, начинают изучать устройство как отдельных механизмов, так и всей машины в целом. Поэтому возникла необходимость введения в программу обучения некого общеобразовательного курса. Все это не позволяло учредителям курсов получать прибыль, а причиняло им весьма значительные убытки, т.к. подготовка работников по автомобильному делу, естественным образом, являлась самой дорогой. Требовались дорогие учебные «пособия», например, автомобиль.
К сожалению, никакого правительственного надзора за работой школ и курсов не было, что позволяло появляться школам, которые, польстившись на высокую оплату обучения, недобросовестно относились к делу подготовки шоферов. Затраты на правильную постановку дела в частных школах вызывают необходимость развития военных автошкол и школ общественных организаций. Первая общественная школа для подготовки автоработников возникла в 1912 году, а именно Автомобильные курсы Русского технического общества, к которому перешли курсы Я.Я. Древицкого. Эти курсы имели строго разработанную программу учебных занятий с разделением предметов на общеобразовательные и специальные. Обучение практической езде осуществлялось на нескольких автомобилях различных систем  в количестве 6 часов. Продолжительность обучения на курсах достигала 3-х месяцев при 5-6 часах ежедневных занятий. Курсы существовали до 1918 года, до ликвидации  помещения курсов.
В 1915 году в Москве при Высшем техническом училище были организованы краткосрочные Автомобильные курсы Земского союза, где шла подготовка молодежи для нужд Земсоюза.
В 1916 году Комитетом Военно-технической помощи были организованы в Петрограде, а в 1917 году в Москве школы автомобильных механиков и шоферов. Московская школа была расположена по адресу:  Шаболовка, 24. По намеченному масштабу работы и учебному плану школа была рассчитана на 450 человек одновременного обучения. Учебные мастерские могли одновременно вместить 150 работающих курсантов. Учебный план и программы были рассчитаны на 8-месячную продолжительность обучения при ежедневных шестичасовых занятиях. Школа просуществовала до февраля 1918 года. За время своей работы были подготовлены один полный выпуск и два выпуска, не завершивших обучения.
После Октябрьских событий 1917 года, в июне 1918 года, была организована Центральная автосекция ВСНХ, и вопрос об автообразовании был поднят на определенную высоту. В структуре Центральной автосекции было создано специальное Научно-учебное отделение, которое должно было заняться вопросами автообразования в государственном масштабе. Одновременно было принято решение о ликвидации частных школ, к которым было много претензий по качеству подготовки специалистов.
В первую очередь,  Отделение поставило себе задачу организовать в Москве Государственную школу по подготовке специалистов по автомобильному делу. Имелась в виду и организация автомобильного техникума для подготовки технического персонала для нужд автотранспорта Республики. После долгих согласований смета на организацию техникума была отпущена в виде аванса в размере 50.000 рублей. Не меньшее затруднение вызвал вопрос о подборе помещения. После долгих мытарств удалось получить небольшое магазинное помещение, состоящее из 3-х комнат в Кузнецком переулке.
Мысль о создании автотехникума пришлось оставить, сосредоточившись на организации вечерних курсов для рабочих. Материалы были разработаны Научно-учебным отделением Центральной автосекции и представлены на рассмотрение Автосовета в октябре 1918 года, а она, в свою очередь, передала вопрос на заключение специальной комиссии в составе заведующего Научно-учебным отделением Ф. Колианиди, Председателя Транспортного отдела Кучерук, председателя Всероссийского профессионального союза шоферов и автотехников Рыжук. Свои заключения Комиссия представила на утверждение Автосовету, где указала на необходимость создания руководящего органа – Коллегии по автообразованию из представителей Центральной автосекции, Наркомпроса и Центрального Всероссийского Совета шоферов и автотехников, что и было принято Автосоветом.
Коллегия приступила к работе в феврале 1919 года. Одним из решений была организация Центральных курсов в Москве.
Недостаток специалистов по эксплуатации автотранспорта в республике заставил коллегию, в первую очередь,  организовать в Центре курсы техников по автохозяйству, что было осуществлено 5 апреля 1919 года (знаковая дата образования «Объединенных курсов местного транспорта» - ОКУМТ).
Комиссия вновь поднимает вопрос об организации автотехникума, и пока решается эта проблема, принимается решение открыть Центральные автомобильные курсы в республике. Открытие курсов состоялось 5 апреля 1919 года во  временном помещении в Кузнецком переулке, но уже 19 апреля 1919 года было выделено помещение на Воронцовом поле, д. 12. Еще до Первой мировой войны это был дом-особняк, во дворе которого владельцами были построены и оборудованы небольшие автомобильные мастерские, но после национализации мастерские были оттуда переведены на один из заводов, были вывезены лучшие станки    и все инструменты, мастерские разрушены.
Полученное помещение было мало приспособлено для работы, сказывалась и недостаточность средств, но была создана обстановка для работы курсов. Не хватало денежных средств, была мизерная оплата труда преподавателей, но курсы снабжались всеми необходимыми материалами для практических занятий. В это время ЦАС отпускает курсам необходимые учебные пособия для обучения курсантов; для практической езды с автокладбищ были взяты четыре автомобиля «Бенц», два «НАГ», «Опель»; еще четыре машины в рабочем состоянии («Мерседес» и «Кадиллак»); были реквизированы машины на частных курсах Загорянского (две машины «Грегуар» и «НАГ») и, наконец, при ликвидации курсов на Государственном авторемонтном заводе была выделена еще одна машина «Рено». А позднее ЦУМТом были переданы курсам еще две автомоторные лодки и автомобили, ранее принадлежащие автомобильным курсам Русского технического общества. Это были автомобили «Студебекер», «Даррак», «Берлиэ», но на ходу был лишь последний. Что касается других учебных пособий, то приобретение их шло весьма неудовлетворительно.
Но курсы успешно готовили курсантов. В 1922 году был поставлен вопрос Союзом автотранспортников об открытии Московской школы автоученичества для подростков. Открытие этой школы состоялось в 1923 году. В нее  было зачислено 160 учащихся-подростков, командированных через Союз автотранспортников автопредприятиями.
Сложно шел процесс по разработке учебных планов и программ. Приходилось учитывать и то, что уровень курсантов был самый разный, а будущие курсанты были большей частью самоучками, едва владеющими грамотностью, хотя были и те, кто имел среднее образование. Пришлось оставить мысль о том, чтобы сразу приступить к преподаванию специальных предметов, приходилось предварительно подготавливать слушателей к восприятию знаний прикладных дисциплин. Пришлось ввести краткий курс общеобразовательных предметов. Особое внимание при этом уделялось элементарной математике-арифметике, алгебре,  потому что большинство поступающих не знали  дробей. Учебные планы постоянно перерабатывались. В их разработке принимал деятельное участие Главпрофобр, который рассматривал ОКУМТ как некую лабораторию, где можно отработать методику преподавания различных дисциплин. В число общеобразовательных предметов входили политграмота, русский язык, элементарная математика (арифметика, алгебра, геометрия), основы физики и химии.
Одной из мер подбора слушателей было  введение правил приема на курсы. Требования сводились к знанию арифметики целых чисел, общего развития  и небольшого уровня  грамотности. Знания проверялись приемной комиссией из числа педагогического персонала, причем общее развитие поступающего определялось путем устного собеседования о прошлой жизни и деятельности испытуемого.
При всей мягкости приемной комиссии число непрошедших собеседование было 8 из 10, что еще раз подтвердило необходимость подготовительного курса. Учебная часть в силу необходимости затрачивала от 15% до 35% времени на подготовительный курс. Однако общеобразовательный курс даже в этих скромных размерах имел и отрицательную сторону. Часть курсантов, поступивших на курсы для приобретения специальных знаний, не имели сил для усвоения общеобразовательного курса и, не закончив, покинули их. За пять лет, с 1919 по 1924 гг., было зачислено на курсы 910, а окончило их лишь 328 человек. Поэтому перед преподавателями и курсов, и школы стояла сложная задача: в кратчайшие сроки подготовить квалифицированных работников для различных областей автомобильной промышленности из числа малообразованных граждан.
При наборе преподавателей учебная часть руководствовалась не только образовательным цензом и педагогическим стажем кандидатов-преподавателей, но также и их практической деятельностью в тех или иных автомобильных учреждениях и организациях. Эти требования предъявлялись не только к преподавателям специальных предметов, но и общеобразовательных. По мнению учебной части,  этими мерами достигалось то, что преподавание всякого предмета проводилось с уклоном в сторону изучаемой профессии.
Наряду с теоретическими знаниями,  курсанты значительное время отдавали практическим занятиям, которые преподавались  в трех направлениях: занятия в мастерских, в монтажной мастерской, где курсанты практиковались в разборке, сборке автомобиля, в регулировке отдельных механизмов и всего автомобиля в целом,  и обучению управлением автомобилем. Но недостаток средств не позволял уделять должного внимания практическим занятиям. Не хватало инструментов даже таких, как ключи, молотки, зубила. Поэтому многие инструменты, за неимением денежных средств, изготовлялись собственными силами.
Практические работы по монтажу и демонтажу автомобилей проводились под руководством инструкторов и сводились к регулированию работы отдельных механизмов (карбюратор, магнето- и газораспределение и т.д.)
Для улучшения регулировочных работ ОКУМТ организует собственную испытательную лабораторию, приспособив для этого бывшую барскую конюшню. Но отсутствие средств тормозило эту работу и не могло поставить ее на строго научную основу.
Лучше обстояло дело с практическим обучением курсантов вождению автомобиля. Всего было десять автомобилей, о которых мы уже упоминали. Автомобили были восстановлены усилиями учебных мастерских и курсантов.
Обучение управлению автомобилем было разбито на три периода: обучение курсантов на маломощных автомобилях, на машинах средней мощности и третий период – обучение вождению на людных улицах. Среднее количество поездок на одного ученика - 30 по 30 минут.
Курсам требовались наглядные пособия. В 1923 году удалось пополнить кабинеты приборами и пособиями, библиотека и читальня того времени  насчитывали 5978 экземпляров. Был и гимнастический зал, но преподавание физкультуры практиковалось только для учеников Школы автоученичества. С 1923 года на курсах начал работать врач, который изучал физические и психологические особенности курсантов.
Изначально руководство курсами осуществлялось коллегиально, но с марта 1923 года по распоряжению Главпрофобра коллегиальность управления курсами была упразднена и было введено единоличное ответственное управление курсами. Московский Союз транспортных рабочих предложил Главпрофобру назначить на пост заведующего курсами Ф. Калианиди, который был утвержден Главпрофобром 2 мая 1923 года приказом за №7213. В связи с разнообразием отделений и численностью учащихся заведующему помогали:   Куров А. – учебная работа,  Леонов Г. – административно-хозяйственная часть.
На курсах было и самоуправление учащихся. На вечерних курсах был Комитет слушателей, а в школе автоученичества – Ученический комитет и комячейка РКСМ.
За пять лет существования ОКУМТ добился определенных успехов.  Как отмечается в архивных материалах, в это время дело отечественного автомобилизма становится на твердую почву:  «русские автомобильные заводы начинают в России постройку новых автомобилей, необходимо и подготовку автоработников поставить столь высоко и широко, чтобы русский рабочий смог обойтись без помощи и без давления иностранцев в столь важном для экономической жизни и для обороны страны автомобильном деле».
К сожалению, мы не смогли найти документы, которые бы позволили проследить, как дальше развивалась работа ОКУМТ.
И поэтому сразу обратимся к 1929 году, именно в этот год и был образован Московский техникум по автоэксплуатации на базе ОШКУМТа (Объединенная школа и курсы местного транспорта).
Мы предлагаем вам  ознакомиться с архивными материалами, которые рассказывают о том, как шел процесс становления Московского автомобильно-дорожного техникума.
Об истории здания
Еще при правлении императрицы Елизаветы Петровны была выстроена богадельня Московского мещанского общества с домовым храмом во имя Александра Невского (1850 г.). Всю территорию, примыкающую к Переведеновскому переулку, застроили домами этого общества. Название Переведеновских улиц и переулков возникло в те времена, когда в середине Х1Х века сюда были «переведены» жители охваченных холерной эпидемией районов.
В помещении Московского автомобильно-дорожного колледжа, расположенного по адресу: ул. Бакунинская, дом 81/55, еще в конце Х1Х века был расположен странноприимный дом Московского мещанского общества. Здание было построено в 1888 году, а 30 июня состоялись открытие дома призрения. В основном в этом доме жили обнищавшие люди преклонного возраста, относящиеся к мещанскому сословию.
«Приют для детей при Покровской мещанской богадельне сооружен Московским мещанским обществом на его средства в 1898 году в память коронования Их Императорских Величеств Николая Александровича и Александры Федоровны».
Покровско-Мещанская богадельня для престарелых и неспособных к труду мещан, мужчин и женщин  насчитывала до 1100 человек. При богадельне   был открыт приют для малолетних сирот, в котором воспитывалось 30 детей и 10 сирот содержались на стипендию имени Её Императорского Величества великой княжны Марии Николаевны.       
Впоследствии с севера здания был пристроен придел преподобной Ксении, освященный 7 ноября 1883 г.  И мя было выбрано в честь именин Великой княгини Ксении Александровны. Здание придела и приюта особым изяществом не отличались. В начале двадцатых годов ХХ века церковь была закрыта.
Ныне сохранился почти весь комплекс бывшей богадельни. С востока здания, которые выходят на Бакунинскую улицу,  сохранились лишь две абсиды главного алтаря и Ксенинского придела.
С 1989 года весь комплекс зданий перешел к Московскому автомобильно-дорожному техникуму, который провел в нем ремонтные работы.         

ИСТОРИЯ КОЛЛЕДЖА

Общие сведения
о Московском автомобильно-дорожном колледже

В протоколах №88 от 19 июля 1929 года заседания Малого Совета Народных Комиссаров РСФСР и №50 от 9 августа 1929 г. СНК РСФСР «О расширении сети индустриальных техникумов» говорится: Предложить Наркомату просвещения РСФСР открыть с 1929/30 учебного года следующие индустриальные техникумы и отделения при техникумах, состоящих на госбюджете: …7) Московский техникум по автоэксплуатации». Первым директором техникума стал Калианиди Федор Иванович.
В приказе НКП РСФСР № 272 от 27 мая 1930 г. указано: «Во исполнение  постановления Правительственной комиссии передать техникумы нижеследующим ведомствам: 1. Высшему совету народного хозяйства СССР… 32. Московский техникум по автоэксплуатации».
В приложении к постановлению СНК РСФСР №697 от 26 июня 1931 г. «О распределении контингентов приема учащихся по ВУЗам, рабфакам и техникумам РСФСР осенью 1931 г.» значится Московский автомобильно-дорожный техникум Главдортранса. В списке техникумов СССР, составленном Управлением народнохозяйственного учета при Госплане РСФСР по состоянию на 1 января 1933 г. значится Московский автомобильно-дорожный техникум Центрального управления дорожного транспорта (союзная подчиненность).
В дальнейшем наименование и подчиненность учебного заведения неоднократно менялось:
1934-1944 гг. – Московский автомобильно-дорожный техникум подчинен Главному управлению шоссейных дорог Наркомата Внутренних дел СССР
1944-1952 гг. – Московский дорожно-механический техникум подчинен Главному дорожному управлению Министерства внутренних дел СССР.
1953 год – Московский дорожно-механический техникум  подчинен Министерству путей сообщения СССР.
1954-1955 гг. – Московский автомобильно-дорожный техникум подчинен Управлению учебных заведений Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР.
1956-1968 гг. – Московский автомобильно-дорожный техникум подчинен Управлению кадров и учебных заведений Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР.
1969-1979 гг. – Московский автомобильно-дорожный техникум подчинен Управлению учебных заведений Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР.
1979-1990 гг. – Московский автомобильно-дорожный техникум подчинен Управлению учебных заведений Министерства автомобильных дорог РСФСР.
В 1988 году распоряжением №324 от 08.04.88 г. Совета Министров РСФСР техникуму было присвоено имя А.А. Николаева – министра автомобильных дорог, выпускника техникума первого выпуска.
С 1991 года по август 1992 года – Московский автомобильно-дорожный техникум подчинен Российскому государственному концерну по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
С 1993-94 учебного года Московский автомобильно-дорожный техникум имени А.А. Николаева на основании Приказа Федерального дорожного департамента №26 от 24.06.93 г. был реорганизован в Московский автомобильно-дорожный колледж.
С августа 1992 г. по апрель 1997 г. колледж подчинен Федеральному дорожному департаменту Министерства транспорта Российской Федерации.
С апреля 1997 г. по март 2004 г. колледж подчинен Федеральной дорожной службе Министерства транспорта Российской Федерации.
С марта 2004 г. по ноябрь 2005 г. колледж подчинен Федеральному дорожному агентству.
С ноября 2005 г. по февраль 2012 г. колледж подчинен Федеральному агентству по образованию.
С февраля 2012 г. по настоящее время колледж подчинен Департаменту образования города Москвы, который является  учредителем колледжа.





  

Комментариев нет:

Отправить комментарий